-"In der Jazz-Reihe des Bürgerhauses sorgte das Quartett Exprompt im Foyer für einen bemerkenswerten und ungewöhnlichen Hörgenuss. Vier Meister ihres Fachs schufen mit ihren Instrumenten wunderbare Klangfarben. Dabei ist nicht nur die Präzision des Spiels sondern auch das Wechseln durch die unterschiedlichen Stile zu nennen."

BACKNANGER KREISZEITUNG | 04.04.2014

- "Was den Abend für die Zuhörer zu einem ganz besonderen Erlebnis machte, war nicht nur die Vielfalt des Programms, die unterschiedlichen Stilrichtungen der ausgewählten Musikstücke, es war die Art und Weise der Interpretation. Jeder von ihnen ist ein ausgewiesener Solist auf seinem Instrument, das Geheimnis der von ihrer Musik ausgehenden Faszination gründet sich auf ihr perfektes Zusammenspiel."

Südwest Presse/MANFRED MÜHLENSTEDT | 04.04.2014

- «Известнейшие музыковеды в 1998 году оценили исполнение Exprompt-квартета как эталон звучания пьяццолианского танго, а главный издатель А.Пьяццоллы - Альдо Пагани, отметил выступление квартета на конкурсе "Астор Пьяццолла", который проходил в 1998 году в Италии, бронзовой медалью.» 

"ТВР-панорама" №47 от 23.11.05

– «Музыкантам удалось создать синтез лучших традиций русского фольклора и народной музыки с традициями классического камерного жанра - квартет, которому присущи не только филигранность исполнения и удивительная ансамблевая игра, но так-же обаяние и большая эмоциональная отдача исполнителей.» 

Журнал Folker/ Berlin 2009

– «Exprompt» способен проникнуть в душу. И это нечто совсем необычное, то, что делают с вами профессиональные музыканты: от однозвучного звучания колокольчика до свинга Дж. Райнхардта, по иному звучащему или от жалоб Фигаро в своей каватине из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник».» 

Ральф Снурава, Sueddeutsche Zeitung

О нас

Квартет

Exprompt – (lat. "exprom[p]tus"),  готовый, имеющийся под рукой. 

EXPROMPT - ансамбль, творческими принципами которого стали поиск новых оригинальных форм и нетривиальный подбор материала, демонстрирующий отменный вкус исполнителей и понимание ими всей прелести настоящей музыки. Необыкновенно бережное отношение к исполняемому материалу прекрасно сочетается у музыкантов со свежестью исполнения.

Днем Рождения квартета EXPROMPT считается 04 октября 1995 года - именно тогда состоялось первое выступление ансамбля студентов  Петрозаводской государственной консерватории на радио Карелии.

Сегодня гастрольная карта ансамбля включает в себя такие страны как Германия, Австрия, Швейцария, Китай, Франция,  Италия, Норвегия, Швеция, Финляндия и, конечно же, Россия.

Ансамбль блестяще  исполняет  самую разную  музыку. В основе репертуара - обработки традиционного русского фольклора, цыганский джаз, танго и клезмер, собственные интерпретации произведений  П.И. Чайковского, И. Стравинского,  Д. Шостаковича и таких современных композиторов, как А. Шнитке,  Р. Щедрин, А. Пьяццолла, В. Гаврилин, Е. Подгайц и А. Репников. Индивидуальность аранжировок  является основной отличительной чертой квартета.

- EXPROMPT смог соединить традиции русского городского фольклора  с традициями классического камерного жанра - "квартет", которому присущи не только филигранность исполнения и удивительная ансамблевая игра, но так-же обаяние и большая эмоциональная отдача исполнителей. (Журнал Folker/ Berlin 2009. Перевод А.К.)

  • В 1998 году EXPROMPT становится лауреатом сразу двух международных конкурсов в Италии - "Cita di Castelfidardo" и "Astor Piazzolla".
  • В 2002 году звезда мирового хард-рока, экс-гитарист легендарной рок-группы "Deep Purple", сэр Ричи Блэкмор, пригласил EXPROMPT для участия в двух концертах своего нового проекта «Blackmore's Night».
  • В 2008 году  EXPROMPTстал первым коллективом из России, завоевавшим «Железного Эферштейнера» - «Eisernen Eversteiner» - Европейская премия международного конкурса "FOLKHERBST", присуждаемая за достижения в области мировой музыки (world music).
  • Ровно через 10 лет, в 2018 году, квартет входит в четверку лучших квартетов России, по результатам телевизионного и, поистине,  уникального проекта телеканала Россия Культура - "Квартет 4х4".


В творческой коллекции ансамбля пять альбомов, последний из которых, с трогательным и весьма патриотичным названием — «Russkaja», вышел в Вене 07 июля 2019 года, под собственным лейблом квартета - "EXP-Records". Это великолепное собрание рассчитано на самый широкий круг меломанов всего мира, благодаря безупречной и разнообразной подборке музыкальных произведений.


Записи концертов Exprompt-квартета имеют в своей фонотеке такие европейские и Российские телерадиокомпании как WDR (West Deutsche Rundfunk), MDR – Figaro (Mettle Deutsche Ruhdfunk), HR2 (Hessischer Rundfunk Frankfurt am Main), NDR (Nord-Deutsche Rundfunk), Радио Орфей (Россия) и телеканал Россия Культура.

Варианты концертов квартета поистине безграничны, но объединяет их одно — безусловный профессионализм и удивительный артистизм музыкантов.

  Ольга Клещенко - домра-малая, домра-альт
—   Алексей Клещенко - балалайка-прима
—   Илья Куртев / Данила Денисов / Антон Крюков - баян
—   Петр Устименко - балалайка-контрабас

Хотя exprompt — это что-то, рождающееся тут же, импровизированно, но известно, что любая импровизация должна быть хорошо подготовлена, а наш EXPROMPT готов к любым импровизациям!

1997 – 1 премия на конкурсе «Die golden Säge”, Германия.
1998 – 1 премия на конкурсе «Cita di Castelfidardo», Италия.
1998 – Бронзовая медаль конкурса «Astor Piazzolla», Италия.
2002 – участие в Европейском туре Ричи Блекмора (экс-гитарист группы Deep Purple) с проектом “Blackmore’s night”.
2005 – Выступление в Концертном зале им. П.И. Чайковского, Москва.
2008 – Премия «Eisernen Eversteiner», Германия. (Впервые за 17-летнюю историю существования конкурса, премия отправилась в Россию)
2009 – Участие в крупнейшем Европейском фестивале международной музыки
« TFF Rudolstadt» Германия. ( По словам прессы, жанр ансамбля определён как «Weltmusik aus Russland”, а стиль – «World music»).
2011г. - двухчасовой прямой эфир телерадиокомпании WDR с концерта квартета  в камерном зале Oetker-Halle в городе Bielefeld (Германия)
2012/2015 – концертный тур по городам России (Москва, Казань, Тюмень, Тобольск, Челябинск,Мурманск, Петрозаводск, Пермь, и др.) с народным артистом России С.П. Никоненко. 

2014 - Сольный концерт в Большом Театре г. Шанхай (Китай)

2018 - Участие и выход в финал в телевизионном проекте телеканала Россия Культура - "Квартет 4х4"

                                                                                                  

CD's:
2000 – «Musik aus Russland»
2004 – «Живой концерт»
2008 – «Wir kommen aus Russland»
2013 – «Крутится,вертится…»

2018 - "Russkaja"

Наши инструменты

История русских народных инструментов, предназначенных для профессионального исполнительства, вовсе не уходит в глубь веков. Для этих инструментов не писали ни Бах, ни Гендель, ни Моцарт. Для них не писал даже Чайковский. Несмотря на это досадное недоразумение, за последнее столетие народные инструменты прочно заняли свою нишу на профессиональной сцене.

— Что за прелесть эти балалайки! — говаривал Петр Ильич Чайковский, сидя у камина.
— И как горят!

Каждый инструмент нашего квартета тоже имеет свою историю.

Домра

Слово «домра» происходит от названия древневосточного щипкового грифного инструмента «тамбур» или «танбур». Как считают лингвисты, многие инструменты разных стран и народов имеют те же корни — например, украинская бандура, итальянская мандолина, латиноамериканское банджо…Это очень возможно — во всяком случае, приёмы игры на всех этих инструментах идентичны.

Первые сведения о щипковых с грифом (танбуровидных) инструментах на Руси доходят до нас уже с 10 века. Секретарь багдадского халифа в своих заметках отметил, что во время погребального обряда у «русов» в могилу, наряду с пищей и питьём, ставили и «танбур» — наверное, на всякий случай. А вот само слово «домра» появляется впервые в документах 16 века.

Таким образом, оказывается, домра — это самый древний из ныне существующих струнных щипковых грифных русских народных инструментов.

Нашу домру изготовил известный московский мастер Емельянов в 1981 году. Сделал он инструмент с любовью и умением — видно, поэтому она отличается серебристостью тембра и в то же время глубоким звучанием среднего регистра. Домра много путешествовала, прежде чем попала к своей нынешней хозяйке, но и теперь, как прежде, она продолжает радовать слушателей своим проникновенным звучанием и в России, и за рубежом.

В составе квартета есть две домры — малая и альтовая, которая значительно моложе малой. Родилась она так же в Москве в умелых руках мастера Фёдорова в 1997 году и обладает собственным неповторимым тембром.

Балалайка.

Этот замечательный инструмент по праву можно назвать самым русским и самым народным: в его звучании словно слышится сама русская душа — то разгульная и неуёмная, то грустная и задумчивая…

Решил царь Алексей Михайлович извести на Руси скоморохов-насмешников, да и уничтожил вместе с ними домру, старинный русский щипковый инструмент. Вот на её-то «свято место» и встала балалайка — встала, да так и осталась навсегда русским музыкальным символом. Всем она хороша — и делать просто, и учиться нетрудно, и играть-то на ней вроде и не обязательно, можно просто «балабонить» (так считалось в народе) — может, отсюда и взялось это симпатичное название?

А вот знаменитый В. В. Андреев с таким подходом к балалайке не согласился и создал в конце 19 века  профессиональный оркестр русских народных инструментов. Звездой же в нём стала старая знакомая — всё та же балалайка.

Наша балалайка изготовлена в 1899 году непревзойденным музыкальным мастером, русским "Страдивариусом", Семеном Ивановичем Налимовым. Неповторимый тембр этого уникального инструмента, тёплый и матовый, вносит особый колорит в звучание квартета.

Балалайка-контрабас

Самая большая по размеру и самая низкая по звучанию из группы балалаек. Имеет три струны (ре, ля, ми) и квартовый строй. Диапазон — от «ми»контроктавы до «соль» малой октавы. Звук извлекается медиатором, изготовленным из кожи.

Наш инструмент довольно молод, он изготовлен в 1982 году музыкальным мастером Хмыловым В.И. Однако через 12 лет после своего рождения, побывав в студенческом орукестре, инструменту понадобилась серьезная реставрация.  Благодаря музыкальному  мастеру Григорьеву Е.Т., инструмент обрел вторую жизнь в 1997 году.

Возможности этого инструмента поистине велики. Помимо своего впечатляющего внешнего вида, который приводит в восторг любую публику, он обладает глубоким и неповторимым звуком, матовым тембром и абсолютно незаменим в ансамбле.

Баян

Его называют самым распространённым в России народным инструментом. Звучит парадоксально, но корни баяна находятся вовсе не в России, а в Германии. Правда, об этом теперь уже мало кто помнит — так прочно красавец - баян занял достойное место среди русских народных инструментов.

Наш "Юпитер" появился на свет в 2011 году в Москве. В отличие от своих фабричных собратьев, он был изготовлен не на конвейере, а в мастерской, а это значит, что в инструмент мастер вложил всю свою любовь и душу. Однако, как и любой другой концертный инструмент, он имеет деревянный корпус, металлическую механику, перламутровые кнопки и стальные планки с голосами, закреплёнными на деревянных резонаторах.

Не смотря на свой юный возраст, инструмент уже успел попутешествовать.  Жители многих стран с удовольствием аплодировали глубокому бархатному звуку нашего баяна.